Склеивание гофра (флютинга) и растрескивание биговки
Для оценки соединения гофра (флютинга) и плоских слоев (лайнера) применяют испытание на сопротивление расслаиванию (PAT, Pin-Adhesion Test). Этот тест основан на измерении нагрузки (н/м), требующейся для отделения гофра от плоских слоев по методу TAPPI Г821 рт8\. Между гофрами вставляют стержни, после чего измеряют силу, необходимую для преодоления сил сцепления (рис. 11.17).
Склеивание двухслойного и трехслойного картона принципиально отличается из-за различий между ними в системе нанесения клея. При склеивании двухслойного картона адгезив наносят на обе стороны вершины гофра, а при склеивании трехслойного картона адгезив наносят на вершину гофра (рис. 11.18) Эта разница в местах нанесения клея обусловлена различием технологий, используемых для соединения вершин гофра с лайнером. Среднее количество адгезива в гофрах В и С — от 6 до 9 г/м2.
На предприятиях по производству гофрокартона при изготовлении тары зачастую происходит его растрескивание в местах биговки. При фальцовке и сборке могут возникать местные упругие напряжения, причем при сборке тары из гофрокартона одним из важнейших параметров, влияющих на растрескивание линий биговки, является содержание влаги (см. ниже раздел о свойствах бумаги). Такое растрескивание может происходить как при высокой, так и при низкой влажности бумаги. В разных экспериментах было показано, что оптимальная влажность гофрокартона должна составлять около 8% (рис. 11.19).
На рис. 11.20 показано отличие трех видов плоских слоев картона (тест-лайнер № 3, тест-лайнер № 2 и крафт-лайнер) в уровне показателя прочности на разрыв. Прочность на разрыв тест-лайнера № 3 самая низкая — 2,5 кПа (г/м2)~!, N° 2 — 3,0 кПа (г/м2)"1, а крафт-лайнера — самая высокая, 4,0 кПа (г/м2)-1.
Чувствительность бумаги к колебаниям влажности очень важна. Влажность измеряют с помощью гравиметрического анализа, применяемого для определения влажности образца гофрокартона (влага из взвешенного образца удаляется в сушильном шкафу).
Отбор образцов гофрокартона определяется стандартами, а расчет влажности проводится по формуле
Для изготовления гофрокартона используется картон для плоских слоев из беленой и небеленой целлюлозы (как первичных, так и вторичных волокон); для бумаги, предназначенной для гофров (флютинга), используется вторичное (макулатурное) волокно или полуцеллюлоза.
Основная классификация упаковочной бумаги была разработана Европейской ассоциацией производителей гофротары Groupement Ondule в 1990 г. Эта класси-
фикация включает два класса картона для плоских слоев — тест-лайнер и крафт-лайнер — и два варианта бумаги для гофрирования (из полуцеллюлозы и макулатуры).
Тест-лайпср — это бумага преимущественно из вторичного макулатурного волок-па. Европейская классификация представлена в табл. 11.5, а в табл. 11.6 приведены виды крафт-лайнера для небеленого и беленого верха. Флютинг классифицируется по показателям СМТ.Щ (табл. 11.7).
Для достижения удовлетворительных эксплуатационных свойств гофрокартона важно знать ориентацию волокон картона и бумаги, поскольку прочностные свойства зависят от машинного или поперечного направления ориентации волокон.
Влажность картона, бумаги и гофрокартона
Естественная сорбция бумаги и картона показана на рис. 11.22 (по |7]).
При оценке влажности бумага в процедуре отбора проб перед выбором образца с рулона всегда удаляют 7-8 наружных слоев (рис. 11.23), поскольку поглощение влаги больше идет через незащищенные внешние слон, чем через кромки внутренних.