Возникновение новых материалов
С 1960-х гг. рынок значительно расширился — сначала упаковку на основе бумаги н картона использовали только для молока и сливок, зачем настала очередь соков, а с 1980-х гг. в нее стали фасовать супы, соусы, растительные масла, а относительно недавно — и воду. Диапазон размеров пакетов и коробок довольно велик — от упаковки Tetra Classic объемом 12-65 мл до упаковки с квадратным или прямоугольным сечением объемом от 200 мл до 2 л. Пакеты Pure-Pak® выпускаются даже объемом 4 и 5 л. Появились разные формы упаковки — теперь это не только «кирпичики» и пакеты с крышеобразным верхом («гребешком»), но и шестигранные, клиновидные пакеты, а также упаковки в виде «подушки».
Разнообразие пищевых продуктов и разные требования к сроку их хранения привели к применению большего числа упаковочных материалов. В настоящее время используют алюминиевую фольгу, полимерные материалы с высокими барьерными свойствами и иономеры, причем последние обеспечивают возможность несложной термосварки, а при необходимости — устойчивость к действию расфасованного изделия и отличную адгезию к алюминиевой фольге.
Основная черта разработок в области упаковки в последние годы — это то внимание, которое производители стали уделять средствам открывания, повторной укупорки, индикации несанкционированного вскрытия, а также дпепенсерам. В 2001 г. появился полностью стерилизуемый картонный пакет, получивший название Tetra Reсart n составивший конкуренцию консервным банкам с пищевыми продуктами, подвергнутым предварительной обработке. Важная составляющая успеха подобных видов упаковки жидких пищевых продуктов — это учет требований логистики (науки о движении товаров). Были разработаны различные конструкции прямоугольной транспортной упаковки, соответствующие широко применяемым паллетам. Это( в свою очередь, определило размеры отдельной упаковки, позволяющие минимизировать объем, необходимый при хранении и сбыте. Для сокращения объемов погрузочно-разгрузочных работ и обеспечения необходимой обозримости изделий в местах реализации появились специальные мини-паллеты и решетчатые контейнеры на колесах.
Наряду с описанными выше видами упаковки жидких продуктов на рынке присутствуют и другие ее виды — например, упаковка для вина типа «пакет-в-коробке» объемом 2-3 л с наружной частью из гофрокартона и внутренней частью из полимерного материала с высокими барьерными свойствами. Сообщается также о коммерческом использовании идеи «пакста-в-коробке» объемом в 30 галлонов (более 113 л) для упаковки молока с пониженной жирностью в розничной сети Рт-A-Manger, причем имеются данные об экономии при хранении и транспортировке [21]. Этот вид упаковки начали применять и для фасования сухих продуктов, например, изделий для системы общественного питания, в большие пакеты Pure-Pak® с крышеобразным верхом, а также (в ограниченной степени) — для жидких изделий непищевой природы.
В европейских странах и Северной Америке важным аспектом упаковки жидких продуктов является то внимание, которое уделяется вопросам охраны окружающей среды, в частности, снижению материалоемкости упаковки, экономии энергии в фасовочно-упаковочной цени, а также утилизации и вторичной переработки бумаги, картона, полимерных материалов и алюминия.
В 1996 г. асептическая упаковка получила премию президента США «За устойчивое развитие» — это первый вид упаковки, получивший эту награду.