Сохранность грузов в процессе транспортирования в значительной степени обеспечивается правильной подготовкой грузов к перевозке и рациональной упаковкой. Упаковкой называют средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающую среду от загрязнений, а также процесс обращения продукции. Под процессом обращения понимают транспортирование, хранение и реализацию продукции (ГОСТ 17527 — 2003. «Упаковка. Термины и определения»). Основными элементами упаковки являются тара, упаковочный материал, вспомогательное упаковочное средство.
Термин «упаковка» имеет двойственное значение. Во-первых, упаковка включает в себя любые детали (материалы), используемые для упаковки. Упаковочный материал и вспомогательное упаковочное средство в комплексе с тарой или без нее выполняют функцию упаковки. Во-вторых, упаковка — это конечный продукт операции упаковывания, предназначенный для транспортирования и состоящий как из упаковки, так и содержащихся в ней грузов. При этом упаковка характеризуется следующими параметрами:
В грузоведении термин «упаковка» рассматривается в первом значении.
Тара — основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения продукции.
По функциональным признакам различают потребительскую, производственную и транспортную тару.
Потребительская тара предназначена для первичного упаковывания продукции в расфасовке по объему и массе, удобной потребителю. Видами потребительской тары являются банки, бутылки, коробки, пачки, пакеты, тубы и др.
Потребительская тара не выполняет функцию транспортной тары и переходит вместе с товаром в собственность потребителя. Разновидностью потребительской тары является залоговая (возвратная, оборотная и иная) тара, стоимость которой включена в цену товара и которую потребитель может вернуть (например, стеклянные бутылки, банки). Потребительская тара может быть индивидуальной, предназначенной для единицы продукции (одного изделия), и групповой, предназначенной для определенного количества продукции.
Производственная тара используется для размещения, перемещения и хранения продукции производства при технологических процессах внутри цеха, завода или предприятия. Складская тара предназначена для приемки, размещения, хранения и комплектации продукции на складе.
Транспортная тара образует самостоятельную транспортную единицу и применяется для упаковывания товаров или изделий, предварительно уложенных в потребительскую тару или без нее.
Назначение и классификация тары
В России существует Всероссийский научно-исследовательский и экспериментально-конструкторский институт тары и упаковки (ВНИЭКИТУ), расположенный в г. Калуге, издается журнал «Тара и упаковка», открыта специальность «Тара и упаковка» для подготовки специалистов с высшим образованием.
Виды тары в зависимости от материала и других характеристик
Вопросам совершенствования и разработки новых видов тары и упаковки уделяется большое внимание во многих странах мира. Созданы Всемирная организация упаковки, Азиатская федерация упаковки, Европейская федерация упаковки, Международная ассоциация научно-исследовательских институтов упаковки, проводятся международные выставки, издаются международные журналы, главная тема которых — тара и упаковка.
Свойства таро-упаковочные материалы
Таро-упаковочные материалы предназначены для изготовления тары, упаковки и вспомогательных упаковочных средств (для обвязывания, обандероливания и других операций) и включают в себя упаковочные ткани, фанеру, бумагу, картон, стекло, древесину, пластмассы, целлофан, металлы, проволоку, шпагат, пленку, пенистые полимеры, комбинированные материалы и др.
Виды товаро-упаковочных материалов
Герметичные чехлы из полимерных пленок используют для защиты металлических изделий от коррозии в экстремальных климатических условиях при температуре до 60 "С и влажности до 100 %. Герметичность обеспечивается сваркой швов упаковки. Для предотвращения коррозии под действием конденсированной влаги необходимо внутрь упаковки помещать поглощающие материалы.
Стандартизация и унификация транспортной тары
В основу стандартизации и унификации транспортной тары положены поддон, соответствующий европейским стандартам, размером 1 200 х 800 мм, на котором в одном слое умещается четыре грузовые единицы универсального грузового модуля размером 600 х 400 мм, а также поддон размером 1 200 х 1 000 мм, на котором в одном слое умещается пять грузовых единиц универсального модуля. Схемы размещения модулей на поддонах представлены на рис. 3.1. Принцип создания единой системы унифицированных размеров транспортной тары состоит в том, что площадь поддона разбивают сеткой размеров, кратных длине и ширине поддона (модуля). По этим размерам определяют наружные размеры транспортной тары. Предпочтение отдается таре, производной от универсального грузового модуля.
Характеристика грузовых контейнеров
Грузовые контейнеры классифицируют по нескольким признакам. По назначению контейнеры подразделяют на две основные группы: универсальные и специализированные. Универсальные контейнеры предназначены для перевозки широкой номенклатуры штучных грузов в таре, без тары, в облегченной упаковке или сыпучих материалов в мелкой таре автомобильным, железнодорожным и водным транспортом. Специализированные контейнеры предназначены для перевозки специальных грузов, что ограничивает сферу их применения.
Типы поддонов и транспортных пакетов
По определению стандарта ИСО 445 — 84 «Поддоны для перевозки и перегрузки. Словарь» поддон — это горизонтальная площадка минимальной высоты, соответствующая способу погрузки с помощью вилочной тележки или автопогрузчика и другого оборудования, используемая в качестве основания для сбора, складирования, перегрузки и перевозки продукции. Поддон может быть оборудован надстройками. По определению ГОСТ 21391 — 84 «Средства пакетирования. Термины и определения») поддон — это средство пакетирования, имеющее настил (настилы) и при необходимости надстройку для размещения и крепления груза (грузов).
Стандартизированные типоразмеры поддонов
Ящичные и стоечные поддоны менее распространены, чем плоские. На стоечных поддонах перевозят мелкоштучные и хрупкие грузы, грузы в недостаточно прочной таре, не допускающие сжатия при многоярусной установке поддонов в штабель, грузы неправильной формы с неровными опорными поверхностями. В ящичных поддонах перевозят грузы без упаковки, мелкоштучные изделия машиностроительной, парфюмерной, резинотехнической отраслей промышленности.
Информационные характеристики надписей в составе маркировки
В соответствии с ГОСТ 14192 — 96 установлены следующие группы надписей в составе маркировки: основные, дополнительные, информационные. Основные надписи должны содержать следующую информацию.
Указание габаритных размеров грузов
На пакетах, сформированных из грузов, перевозимых без упаковки, необходимость нанесения общего количества пакетов в партии, количества грузовых мест в пакете и порядкового номера пакета установлена в нормативной документации на конкретные виды продукции.
Способы нанесения маркировки
Маркировку наносят типографским, литографским, электролитическим способом, окраской по трафарету, штемпелеванием, штампованием, выжиганием, продавливанием, маркировочными машинами. Ярлыки прикрепляют к упаковке (грузу) клеем, болтами, шурупами, проволокой, шпагатом и другими материалами, обеспечивающими сохранность груза и маркировки.
Опасные грузы
К опасным грузам относятся любые вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при их перевозке создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.
Классификация опасных грузов
Перечень опасных грузов, допущенных к перевозкам автомобильным транспортом в Российской Федерации, приведен в Приложении 7.3 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. Перечень содержит наименования опасных грузов под их химическими названиями, номера веществ по списку ООН (далее — номера ООН), классы, подклассы основного и дополнительного видов опасности.
Опасные грузы класса 2
К опасным грузам класса 2 относятся газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
Опасные грузы класса 5
К опасным грузам класса 5 относятся окисляющие вещества и органические пероксиды, т.е. вещества, выделяющие кислород и способствующие горению других веществ. К подклассу 5.1 относятся окисляющие вещества, поддерживающие горение, вызывающие и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате экзотермической окислительно-восстановительной реакции, температура разложения которых не более 65 "С и (или) время горения смеси окислителя с органическим веществом (дубовыми опилками) не более времени горения эталонного окислителя с органическим веществом (дубовыми опилками).
Виды опасности для опасных грузов
Основной вид опасности для опасных грузов, характеризующихся одним видом опасности, определяется по данному виду опасности, двумя и более видами опасности — по установленному приоритету вида опасности в соответствии с данными, приведенными в табл. 4.2. Независимо от наличия дополнительного (ных) вида (ов) опасности следует относить:
Продолжение перечня групп особо опасных грузов по ГОСТ 19433-88
В соответствии с Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом опасные грузы, требующие особых мер предосторожности при перевозке, относятся к группам особо опасных грузов, физико-химические свойства которых имеют высокую степень опасности.
Совместимость опасных грузов различных классов и грузов общего назначения при совместной перевозке
По возможности совместной перевозки (погрузки) на одном автотранспортном средстве (в одном контейнере) опасные грузы подразделяют на совместимые с опасными грузами других подклассов или грузами общего назначения и несовместимые.
Требования к таре, упаковке и маркировке тары и опасных грузов
Требования ГОСТ 26319 — 84 к виду, типу, исполнению и обозначению транспортной тары для опасных грузов приведены в табл. 4.7. В соответствии с ГОСТ 26319 — 84 масса нетто и вместимость транспортной тары для опасных грузов не должны превышать значений, указанных в табл. 4.8.
Особенности комбинированной тары
В комбинированной таре (6НА1 —6НН2) внутренний сосуд из полимерных материалов должен быть устойчив к старению и плотно встроен или вставлен в наружную тару. Внутренние сосуды из стекла, фарфора или керамики комбинированной тары (6РА1 — 6РА2) должны быть плотно укупорены и помещены в ящики, обрешетки, корзины или барабаны с заполнением промежутков инертным прокладочным и (или) поглощающим материалом так, чтобы сосуд не перемещался в наружной таре во время транспортирования. Наружная тара должна полностью закрывать внутренний сосуд и защищать его от механических повреждений. Допускается применять съемные крышки и колпачки.