Бригадный метод организации труда на грузовых перевозках
Сущность бригадного метода в низовых звеньях автомобильного транспорта состоит в том, что за группой водителей (8—25 человек) закрепляется 4—12 автомобилей. Бригада несет ответственность за эффективную работу автомобилей на линии, выполнение установленного задания по перевозке грузов бригадой в целом и каждым ее членом, за установленные сроки обслуживания закрепленных объектов, качественное выполнение перевозок, высокую трудовую дисциплину.
Этот метод на автомобильном транспорте был впервые внедрен в автобазе № 4 Мосстройтранса в конце 1969 г. По инициативе водителя Е. П. Федюнина была создана бригада из восьми водителей, которые обслуживают четыре автомобиля-панелевоза. Вот уже более десяти лет бригада стабильно перевыполняет план, коэффициент использования транспортного парка здесь 092—0,925, продолжительность работы автомобиля — 12.6 часа. В 1971 г. здесь была внедрена бригадная система оплаты труда. Повысилась ответственность каждого за работу всего коллектива, усилилась забота об исправности автомобиля и эффективности его использования. При такой форме работы и оплаты в полной мере проявляются коллективизм, взаимная выручка и товарищеская взаимопомощь, растет сознательность.
Общее руководство осуществляет бригадир. Все автомобили работают в две смены, в каждой имеется старшин. Контроль за техническим состоянием автомобилей осуществляет помощник бригадира по техннче: скок части. Другой его помощник ведет оперативный учет выполненной работы на основе товарно-транспортных накладных.
На каждого члена бригады в плановом отделе заведен лицевой счет, отражающий выполнение технико-экономических показателей и расход запасных частей, материалов и горючего.
В 1971 г. бригаде было присвоено звание коллектива коммунистического труда. Многие члены бригады награждены орденами и медалями. Бригадиру Е. П. Федюнину за новаторство и высокие показатели в работе присвоено звание Героя Социалистического Труда, он лауреат Государственной премии СССР.
К началу 1980 г. опыт этой бригады взяло на вооружение более 4600 водительских бригад страны.
В республике бригадный метод начал внедряться еще в 70-е годы. Пионерами этого движения на автомобильном транспорте стали водители Николай Тимофеевич Григорьев из автокомбината № 1 г. Могилева, Владимир Федорович Лещенко из Мозырского автокомбината, Сергей Игнатьевич Кузнецов из Витебского транспортно-экспедиционного комбината.
Бригада водителей во главе с Н. Т. Григорьевым, за которой было закреплено 7 двухсменных самосвальных автопоездов МАЗ-503, специализировалась на перевозке технологического сырья (песка) на комбинате силикатных изделий. Бригада приняла подряд на перевозку сырья в объеме полной потребности комбината по часовым, сменным и суточным графикам, включая все дни недели.
Количество автомобилей, направляемых на перевозку груза, определяется бригадой. Комбинат обеспечивает своевременную погрузку и прием грузов, содержит в исправном состоянии подъездные пути к месту погрузки и выгрузки. Итоги выполнения договора-подряда подводятся ежемесячно. В бригаде коллективная система оплаты труда.