Оптимальная структура производственных фондов
Как показывают исследования и практика хозяйствования, структура основных фондов более совершенна в Министерстве автомобильного транспорта БССР. Здесь проводится большая работа по наращиванию основных производственных фондов, которые на начало 1983 г. составили около 623 млн. руб., из них стоимость транспортных средств — свыше 396,9 млн. руб. Только в десятой пятилетке на новое строительство и реконструкцию производственно-технической базы было направлено 50,5 млн. руб. капитальных вложений.
В Гродненском областном производственном автотранспортном управлении уровень обеспеченности производственно-технической базой составил 65,8 % при среднеотраслевой обеспеченности 57 %.
На первом этапе здесь был создан ремонтно-строительный участок, который впоследствии перерос в ремонтно-строительное управление. Годовой объем строительно-монтажных работ составил около 1,5 млн. руб. Это главным образом работы по реконструкции производственно-технической базы для технического обслуживания и ремонта транспортных средств. Особое внимание уделялось реконструкции бытовых помещений. Только в десятой пятилетке на реконструкцию было направлено свыше 7 млн. руб. капитальных вложений за счет фонда развития производства.
Повышение удельного веса стоимости производственно-технической базы в общей стоимости основных производственных фондов и эффективность ее использования позволили значительно улучшить основные технико-эксплуатационные показатели работы транспортных средств. Управление неоднократно выходило победителем социалистического соревнования в системе Министерства автомобильного транспорта БССР.
В Минском городском производственном управлении грузового автомобильного транспорта Минавтотранса БССР большое внимание уделялось внедрению высокопроизводительного оборудования, созданного научно-производственным объединением Министерства автомобильного транспорта БССР. Так, если стоимость зданий возросла в 2 раза (1980 г. в сравнении с 1967 г.), то стоимость оборудования — более чем в 3,8 раза. В большинстве автотранспортных предприятий этого управления технико-эксплуатационные показатели работы транспортных средств выше, чем в среднем по Министерству автомобильного транспорта БССР.
Рост основных производственных фондов отмечается и на ведомственном транспорте. В автомобильном тресте Минсельстроя БССР за десятую пятилетку основные производственные фонды возросли в 1,7 раза. Причем следует заметить, что большее внимание уделялось наращиванию производственно-технической базы для технического обслуживания и текущего ремонта транспортной техники. Это позволило несколько сократить разрыв в соотношении между стоимостью базы и транспортных средств. Однако, как и на транспорте общего пользования, этот разрыв еще существенный: 66,3 % составляет стоимость транспортных средств и 33,7 % — стоимость производственно-технической базы. С вводом ряда новых автотранспортных предприятий в одиннадцатой пятилетке это соотношение изменится в сторону улучшения. Более чем в 2 раза возросла стоимость вычислительной техники, без которой уже практически невозможно решать сложные задачи учета, расчетов и управления на автомобильном транспорте.
Внимание к вопросу оптимального соотношения стоимости транспортных средств и производственной базы для их обслуживания характерно и для других подразделений ведомственного транспорта. К примеру, в объединении «Автоспецтранс» Минпромстроя БССР за 1975—1982 гг. стоимость зданий и сооружений возросла в 2,5 раза, а транспортные средства увеличились только в 1,2 раза.
В управлении «Белмясомолтранс» Минмясомолпрома БССР в ближайшее время планируется ввести в эксплуатацию ряд объектов, что положительно скажется на повышении технического состояния автомобильной техники.