Увеличение расстояния перевозок
Увеличение расстояния перевозок связано с удалением сырьевых ресурсов и неудовлетворительным состоянием разработки песчано-гравийных месторождений, неравномерностью их расположения по областям республики. К примеру, гравий для дорожного строительства в Могилевскую область завозится из других областей на расстояние 200—250 км и более. Такое же положение и по ряду других районов и областей. Перевозка гравия на большие расстояния для строительства дорог, подъездов к животноводческим комплексам колхозов и совхозов оборачивается значительным повышением их сметной стоимости.
Рост среднего расстояния перевозки вызывает дополнительные трудовые и материальные расходы, связанные с осуществлением транспортного процесса.
Средняя техническая и средняя эксплуатационная скорости характеризуют скорость движения автомобилей.
Средняя техническая скорость — количество километров пробега автомобиля за один час — исчисляется путем деления количества километров общего пробега на количество часов пребывания автомобиля в движении, включая остановки у светофоров и шлагбаумов. Средняя техническая скорость характеризует использование динамических качеств автомобиля в данных дорожных условиях.
Средняя эксплуатационная скорость определяется путем деления количества километров общего пробега на время нахождения автомобиля в наряде. Она отражает использование динамических качеств автомобилей в данных конкретных условиях эксплуатации. По транспорту народного хозяйства республики в 1982 г. она составила 18,2 км/ч, по транспорту общего пользования — 21,9 км/ч, по транспорту сельскохозяйственных министерств и ведомств— 17,0 км/ч, по транспорту строительных министерств и ведомств — 20,9 км/ч.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что технические возможности автомобилей используются не полностью.
Основными путями повышения технической и эксплуатационной скорости движения являются строительство дорог с твердым покрытием, улучшение технического состояния автомобилей, повышение квалификации водительского состава, снижение времени простоя под погрузкой-разгрузкой.
Коэффициент использования грузоподъемности может исчисляться в двух вариантах: как коэффициент статического и как коэффициент динамического использования грузоподъемности.
Коэффициент статического использования грузоподъемности представляет собой частное от деления общего количества фактически перевезенного груза на количество груза, которое могло быть перевезено при полном использовании грузоподъемности автомобилей.
Коэффициент динамического использования грузоподъемности определяется путем деления количества фактически выполненных тонно-километров на то количество тонно-километров, которое может быть выполнено при полном использовании грузоподъемности автомобиля.