Дорожные условия
Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием и 1981 г. составила в республике 35,3 тыс, км и возросла но сравнению с 1965 г. более чем в 2,2 раза. Несмотря на это, в общей протяженности дорог грунтовые составляют более 24 %. Кроме того, темпы роста грузооборота автомобильного транспорта народного хозяйства были более высокими по сравнению с темпами роста протяженности дорог с твердым покрытием.
При работе в плохих дорожных условиях увеличивается расход топлива и смазочных материалов, износ шин, сокращается периодичность проведения технического обслуживания подвижного состава, чаще возникает необходимость в текущем ремонте. Себестоимость перевозок на дорогах с усовершенствованным покрытием снижается на 12—15 %.
Существенное влияние на снижение себестоимости перевозок оказывает внедрение хозяйственного расчета. На ряде автотранспортных предприятий еще не завершен переход на хозяйственный расчет всех подразделений: технической, эксплуатационной, экономической служб, участков, бригад, отделов и др., не перестроена система внутризаводского планирования, не обеспечено достаточно эффективное материальное поощрение, медленно перестраивается система учета для выявления результатов деятельности хозрасчетных подразделений.
Внедрению внутреннего хозяйственного расчета должна предшествовать соответствующая подготовка, предусматривающая порядок рассмотрения и удовлетворения претензий, утверждение положений о премировании работников подразделений, организацию действенного социалистического соревнования.
Более высокая прибыль получена от перевозок грузов на автомобилях, используемых на сдельной оплате. Прибыль от перевозок грузов на автомобилях, используемых на почасовой оплате, на протяжении анализируемого периода постоянно снижалась, за исключением 1975 г., когда было получено свыше 3,5 млн. руб. прибыли (главным образом за счет значительного снижения себестоимости). Себестоимость 10 автомобиле-часов в 1975 г. составляла 13,63 руб. против 20,22 руб. в 1982 г. Рост себестоимости произошел из-за привлечения на почасовые перевозки автомобилей повышенной грузоподъемности, роста среднесуточных пробегов, а также изменения цены на горючее и упорядочения заработной платы.
Для каждого хозрасчетного звена величина прибыли имеет немаловажное значение. От размеров прибыли, к примеру, зависит образование фондов экономического стимулирования, финансирование плановых затрат для развития и расширения производства.