Классификация грузов
На величину использования грузоподъемности оказывает влияние род перевозимого груза. Все грузы в зависимости от степени использования грузоподъемности автомобиля делятся на классы. К первому классу относятся грузы, при перевозке которых полностью используется грузоподъемность автомобиля (коэффициент использования по грузоподъемности равен единице), ко второму — грузы, при перевозке которых коэффициент использования грузоподъемности автомобиля равен от 0,99 до 0,71, к третьему — грузы, обеспечивающие коэффициент от 0,7 до 0,51, к четвертому — грузы, обеспечивающие коэффициент от 0,5 до 0,41.
Перечень грузов с распределением по классам приведен в Справочнике единых тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом.
Коэффициент статического использования грузоподъемности а целом но народному хозяйству республики за 1965—1981 гг. возрос на 8,2 % н составил в 1981 г. 0,991, по транспорту общего пользования — 1,111, по транспорту сельскохозяйственных министерств и ведомств — 0,874 и транспорту строительных министерств и ведомств — 0,929,
Повышению коэффициента использования грузоподъемности способствует применение прицепов. Если величина коэффициента использования грузоподъемности больше единицы, значит, па перевозках применяются автопоезда с одним и даже двумя прицепами. Массовое использование прицепов характерно для транспорта общего пользования республики.
Коэффициент использования пробега. Общий пробег автомобиля слагается из производительного, т. е. пробега автомобиля с грузом, и непроизводительного, т. е. пробега автомобиля без груза. Коэффициент определяется как отношение количества километров пробега с грузом к количеству километров общего пробега.
Коэффициент использования пробега в 1982 г. составил: по грузовому автомобильному транспорту народного хозяйства республики (по сдельным автомобилям) — 0,513; по транспорту общего пользования — 0,609; по транспорту сельскохозяйственных министерств и ведомств— 0,490; по транспорту строительных министерств и ведомств — 0,587.
В целом по транспорту народного хозяйства этот коэффициент снизился за 1965—1982 гг. на 7,4%, а по транспорту общего пользования возрос на 8,7 %. Повысился он и в ряде строительных транспортных подразделений. Однако еще высок процент пробега грузовых автомобилей без груза — свыше 48, а по транспорту общего пользования — 38.
Оптимальная величина коэффициента использования пробега определяется по каждому конкретному автохозяйству, управлению (тресту) и отрасли в целом в зависимости от вида подвижного состава, рода перевозимого груза, расстояния перевозки, грузообразующих пунктов п др. п колеблется в пределах от 0,45 до 1. Практика показывает, что при совершенствовании организации и управления транспортным процессом можно добиться значительного повышения этого показателя.
На коэффициент использования пробега оказывают влияние направление грузопотоков, организация транспортного процесса, применение экономико-математических методов планирования рациональных маршрутов, совершенствование междугородных перевозок грузов и др.
Повышение коэффициента использования пробега увеличивает производительность транспортных средств и снижает себестоимость перевозок.