Расходы на грузовые перевозки
Расходы на грузовые перевозки автомобильным транспортом народного хозяйства республики составляют значительную сумму. Только в 1982 г. они превысили 1,19 млрд. руб. и возросли по отношению к 1965 г. в 4,3 раза. Поэтому снижение этих расходов приобретает большое значение.
Величина затрат на перевозки зависит от многих факторов. Главными из них являются:
грузоподъемность автомобилей, применение автопоездов, тягачей с полуприцепами и прицепами, конструктивные и динамические качества транспортных средств;
условия эксплуатации, использование экономико-математических методов и вычислительной техники при рационализации перевозок, расстояние перевозок, структура груза, использование грузоподъемности транспортных средств;
концентрация и специализация парка автомобилей на предприятии, уровень централизованных перевозок;
уровень агрегатно-участкового метода текущего ремонта и технического обслуживания транспортных средств, состояние производственно-технической базы для их ремонта и обслуживания, соблюдение амортизационных сроков службы подвижного состава;
уровень оплаты и стимулирования труда водителей, ремонтных рабочих и инженерно-технических работников, организация социалистического соревнования, создание необходимых условий для труда и отдыха;
уровень цен на транспортные средства, оборудование, топливо, запасные части, тепловую и электрическую энергию, воду, использование вторичных ресурсов;
развитие и состояние дорожной сети.
Одним из главных факторов снижения себестоимости автомобильных перевозок является применение прицепов. На транспорте общего пользования республики практически везде, где позволяют условия работы, все бортовые автомобили работают с прицепами, а в ряде случаев и с двумя. Большим резервом для увеличения количества автопоездов является самосвальный парк. Поэтому начиная с 1970 г. в Министерстве автомобильного транспорта БССР за базовые были взяты автомобили МАЗ-503 и ЗИЛ-ММЗ-555, грузоподъемность которых за счет самосвальных прицепов была увеличена в два, а в отдельных случаях и в три раза.
За последние 10 лет объемы перевозок по транспорту общего пользования возросли более чем в 2,6 раза, а грузооборот — более чем в 3 раза. Удельный вес грузооборота на прицепах в 1982 г. составил 15,7 %. Применение на перевозках прицепов при прочих равных условиях позволяет снизить расход топлива (на один и тот же объем перевозок) по сравнению с одиночным автомобилем до 25 %. Повышение использования грузоподъемности автомобиля на 1 % снижает расход топлива на 0,5—0,6 %.
Внедрение на перевозках автопоездов позволяет снизить расходы по всем статьям себестоимости.
Как показывает опыт внедрения автопоездов в автокомбинате № 1 г. Могилева, затраты в сравнении с одиночным автомобилем по всем статьям себестоимости снижаются на 15—28 %, а полная себестоимость 10 ткм при прочих равных условиях по автопоезду МАЗ-503 — на 21 %, по автопоездам ЗИЛ-ММЗ-555, ЗИЛ-130 и КАЗ-608 — более чем на 30 %.