Фондоотдача, рентабельность и пути ее повышения
Рентабельность является одним из важных показателей экономической эффективности производства. Она характеризует конечный результат хозяйственной деятельности за определенный период и комплексно отражает степень использования материальных, трудовых, денежных ресурсов и эффективность авансируемых средств.
В качестве основного показателя рентабельности принят ее уровень, исчисленный как отношение прибыли к производственным фондам.
Рентабельность подразделяется на общую и расчетную. Общая рентабельность представляет собой выражение в процентах отношения балансовой (общей) прибыли к среднегодовой суммарной стоимости производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Расчетная рентабельность исчисляется как отношение расчетной прибыли, т. е. прибыли, уменьшенной на сумму платы за фонды, фиксированных платежей и процентов за банковский кредит, к среднегодовой стоимости производственных основных фондов.
На фондоотдачу влияют различные факторы, и прежде всего технический уровень основных фондов, улучшение использования транспортных средств и производственной базы для их обслуживания и ремонта. Значительные капитальные вложения направляются в отрасли на охрану природы, и в частности на строительство очистных сооружений, которые непосредственно не влияют на повышение объема транспортной работы. Однако затраты на них ведут к росту стоимости основных фондов, что вызывает снижение уровня фондоотдачи. Уровень и динамика фондоотдачи во многом зависят от технико-эксплуатационных показателей использования транспортных средств, повышения сменности работы оборудования. Как было отмечено выше, основной показатель использования транспортных средств — коэффициент выпуска автомобилей на линию — по отношению к 1965 г. значительно снизился, что сдерживает повышение фондоотдачи.
Эффективность от улучшения использования основных фондов выражается не только в приросте фондоотдачи, по и в повышении производительности труда вследствие роста его фондовооруженности, в снижении себестоимости перевозок. В этом случае, если дополнительные вложения в основные фонды окупаются в нормативные сроки, затраты эффективны даже при некотором снижении фондоотдачи.
Рентабельное ведение хозяйства является необходимым условием производственной деятельности любого транспортного предприятия. Значительно возросла рентабельность в восьмой пятилетке, при переходе на новые методы планирования и экономического стимулирования. В 1970 г. она составила 31,9 %. Высокий уровень ее сохранился и в 1975 г. (31,6%). В 1980 г. общая рентабельность снизилась до 11,2 % Связано это главным образом с тем, что при снижении тарифов на грузовые перевозки, упорядочении цен на горючее, повышении заработной платы рабочим и служащим не было обеспечено более эффективное использование основных производственных фондов.
Широкое внедрение специализированного подвижного состава, автопоездов позволило значительно повысить использование грузоподъемности автомобиля и на этой основе увеличить производительность автомобильного парка, снизить расходы по всем статьям себестоимости, увеличить прибыльность перевозок. Кроме того, транспортники стали более качественно и в установленные сроки доставлять грузы, что отразилось и на качественных показателях заказчика.