Повышение технического состояния транспортных средств
Повышение технического состояния транспортных средств оказывает существенное влияние на снижение транспортных расходов. Оно во многом зависит от принятой системы технического обслуживания и текущего ремонта. На транспорте общего пользования внедрена прогрессивная и экономически эффективная агрегатно-участковая организация технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава. Она основана на планово-предупредительной системе технического обслуживания и ремонта.
Суть ее заключается в том, что на автотранспортном предприятии создаются бригады рабочих, которые производят техническое обслуживание и весь объем текущего ремонта строго определенной группы агрегатов автомобиля.
Внедрение агрегатно-участковой организации технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава в автохозяйствах Министерства автомобильного транспорта БССР позволило получить экономический эффект в сумме более 950 тыс. руб.
Расходы по статье «Эксплуатационный ремонт и техническое обслуживание автомобилей» в общей себестоимости занимают большой удельный вес. В 1982 г. они составили 11,8 % и превысили только по транспорту общего пользования БССР 36 млн. руб. На техническое обслуживание автомобильного парка за год расходуется примерно столько же средств, сколько за пятилетку на развитие производственно-технической базы грузового парка.
Исследования показывают, что внедрение прогрессивных методов технического обслуживания и более качественное его проведение позволяют снизить затраты на текущий ремонт.
Большую долю, как уже отмечалось, составляют накладные и непроизводственные расходы. Их удельный вес в общей структуре превысил 12 % (в 1982 г.).
Одним из основных направлений снижения накладных расходов является сокращение затрат на обслуживание и управление автомобильным транспортом, в том числе на заработную плату административно-управленческого персонала автотранспортных предприятий, колонн, участков и др. Снижению затрат по этой статье способствует экономное расходование материальных ресурсов, которые занимают значительный удельный вес в накладных расходах.
Осуществление мероприятии по совершенствованию системы управления не только обеспечивает экономию затрат на содержание персонала, но и способствует повышению уровня руководства производством.
Основным направлением снижения себестоимости на 10 ткм по статье «Амортизация подвижного состава» является повышение эффективности использования транспортных средств. Поскольку амортизационные отчисления на капитальный ремонт установлены от пробега, а отчисления на восстановление (реновацию) начисляются в процентах от стоимости автомобиля с учетом срока службы подвижного состава, то сумма амортизационных отчислений на 10 ткм будет снижаться при увеличении производительности подвижного состава на 1 км пробега.