Освоение прогрессивного оборудования для ремонта транспортных средств
Расходы на текущий ремонт и техническое обслуживание автомобиля значительно превышают его первоначальную стоимость. В структуре затрат на выпуск и эксплуатацию грузовых автомобилей типа ЗИЛ только 2 % приходится на производство, 35 % — на техническое обслуживание, 54 % — на текущий и 9 % — на капитальный ремонт.
В настоящее время уровень механизации текущего ремонта составляет от 5 до 15 % (в зависимости от ремонтируемого узла и агрегата). Поэтому создание и оснащение высокомеханизированным оборудованием комплексов для текущего ремонта приобретает актуальное значение. На транспорте общего пользования в этом направлении накоплен немалый опыт. Высокомеханизированные комплексы создавались главным образом путем реконструкции производственных помещений и внедрения оборудования с высоким уровнем механизации, изготовленного научно-производственным объединением «Автотранстехника».
На автотранспортных предприятиях Министерства автомобильного транспорта БССР широко применяются специализированные посты для замены агрегатов На спецпосту производятся следующие работы: замена переднего и заднего мостов, коробки перемены передач и сцепления. Механизированы операции по вывешиванию автомобиля, подъему и удержанию его в вывешенном состоянии, опусканию и перемещению монтируемых агрегатов, отворачиванию и затяжке гаек стремянок рессор и гаек крепления колес, сливу масла из агрегатов.
Работы на посту проводятся в такой последовательности. Автомобиль передним ходом устанавливается на подъемник до упора передних колес в ограничители. Самоходная тележка должна быть зафиксирована за пределами шестистоечного подъемника. Затем поперечная грузонесущая балка подводится под раму автомобиля. Катучая балка с установленными на ней опорными подушками также подводится под раму и стопорится с помощью защелок. Автомобиль поднимается на необходимую высоту.
Снятие, установка и транспортирование агрегатов выполняются самоходной тележкой, которая перемещается по направляющим, смонтированным заподлицо с полом. Пост оснащен двумя пневмогайковертами для отворачивания и затяжки гаек стремянок рессор и гаек крепления колес.
Внедрение специализированного поста позволяет изменить сам характер труда ремонтника, значительно повысить уровень механизации работ, а также снизить трудоемкость при замене агрегатов и узлов.
Значительное снижение трудоемкости достигнуто при замене переднего и заднего мостов, а в общем внедрение спецпоста позволяет снизить трудоемкость замены агрегатов автомобиля МАЗ в среднем на 56 % •
В автохозяйствах Министерства за последние 10 лет внедрено свыше 520 специализированных постов. Стали создаваться такие посты и на предприятиях ведомственного транспорта. В дальнейшем эти работы будут продолжены в более широком плане, что позволит значительно сократить общую трудоемкость при ремонте и техническом обслуживании подвижного состава транспортных средств, высвободить значительное количество условных ремонтных рабочих.