Технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава и пути их повышения
Эффективность использования транспортных средств зависит от многих технико-эксплуатационных показателей, основными из которых являются: коэффициент выпуска транспортных средств на линию; среднее время пребывания автомобиля в наряде; продолжительность простоя автомобилей под погрузкой-разгрузкой; среднее расстояние перевозки 1 т груза; средняя техническая и средняя эксплуатационная скорости движения; коэффициент использования грузоподъемности; коэффициент использования пробега; производительность на одну списочную автомобиле-тонну в тоннах и тонно-километрах.
Коэффициент выпуска транспортных средств на линию определяется делением количества автомобиле-дней (прицепо-дней) работы на общее число автомобиле-дней (прицепо-дней) пребывания автомобиля на предприятии.
В 1982 г. по транспорту народного хозяйства республики этот коэффициент составил 0,609, по Министерству автомобильного транспорта БССР — 0,653, по транспортным организациям сельскохозяйственных министерств и ведомств — 0,624, по транспортным организациям строительных министерств и ведомств — 0,549.
Из приведенных выше данных видно, что 39 % автомобилей в целом по республике в 1982 г. простаивало из-за технической неисправности и в связи с выходными и праздничными днями. Необходимо также отметить, что коэффициент выпуска автомобилей по отношению к 1965 г. значительно снизился. Снижение данного показателя наблюдается и по транспорту общего пользования. Это связано с тем, что при переходе на пятидневную рабочую неделю резко снизился коэффициент выпуска в субботние и воскресные дни. На большинстве автотранспортных предприятий он не превышает в субботу 50—60 % и в воскресенье — 15—20 %.
Абсолютная величина коэффициента выпуска автомобилей на линию по транспорту общего пользования республики выше на 7 %, чем в целом по транспорту народного хозяйства Белоруссии.
Учитывая, что подвижной состав совершает полезную работу лишь на линии, повышение коэффициента выпуска имеет огромное значение для более производительного использования автомобилей. Опыт ряда автотранспортных предприятии н объединений свидетельствует о том, что в этом деле имеются еще не использованные резервы. К примеру, по Минскому управлению грузового автомобильного транспорта коэффициент выпуска автомобилей на линию составил в 1982 г. 0,675 и был выше, чем в среднем по транспорту народного хозяйства и Министерству автомобильного транспорта БССР, соответственно на 10,8 и 3,3 %. По автокомбинату № 6 г. Новопо-лоцка Витебского производственного автотранспортного управления выпуск грузовых автомобилей на линию составил 0,717 и был выше на 9,8 %, чем в целом по Министерству автомобильного транспорта БССР.