Доходы и прибыль в системе оценки эффективности работы транспорта
В настоящее время одним из главных оценочных показателей работы автотранспортных предприятий является общий объем доходов — получение денежных средств по установленным тарифам за транспортные услуги, перевозку и экспедирование грузов, выполнение погрузочно-разгрузочных работ и складских операций.
Установлены следующие виды единых тарифов: сдельные на перевозку грузов; на перевозку грузов отправками до 5 т в междугородном сообщении; на перевозку грузов в автомобильных контейнерах; исключительные на перевозку массовых навалочных грузов автомобилями-самосвалами; из покилометрового расчета; на экспедиционные операции и другие услуги; на погрузочно-разгрузочные работы; на аренду автомобилей.
По большинству транспортных организаций народного хозяйства не выделяются отдельно транспортные балансы (колхозы и совхозы, промышленные предприятия) и доходы, полученные грузовым автомобильным транспортом.
Доходы от грузовых перевозок за указанный период возросли почти в 4 раза. Основной удельный вес составляют доходы от перевозок грузов автомобилями, работающими по тарифу на 1 т перевезенного груза. Средняя доходная ставка по этим автомобилям повысилась на 2,2 %. Это связано с повышением с 1 января 1982 г. тарифов на грузовые перевозки, после чего более объективно стали отражаться общественно необходимые затраты. За счет этого в пересчете па среднюю доходную ставку 1965 г. и выполненный грузооборот в 1982 г. дополнительные доходы составили около 9 млн. руб., или 2,3 % к доходам, полученным по грузовым сдельным перевозкам.
Средняя доходная ставка по автомобилям, работающим по часовому тарифу, за анализируемый период возросла почти в 2,3 раза. Связано это с тем, что на перевозках стали применяться более дорогостоящие автомобили. За счет того, что из года в год растут объемы платных часов (за анализируемый период они увеличились на 212,1 %), возросли доходы от почасовых перевозок. Удельный их вес в общих доходах в 1982 г. составил 13,3%.
Основным источником прибыли на автомобильном транспорте является производственно-хозяйственная деятельность автотранспортных предприятий, которая представляет собой разность между суммой от перевозок и связанных с ними операций и суммой расходов по смете эксплуатационных затрат.
От доходов, полученных от эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, производятся целевые отчисления на строительство автомобильных дорог республиканского и областного значения. Эти отчисления включаются в тарифы на перевозки.
В Министерстве автомобильного транспорта БССР созданы и серийно выпускаются для перевозки сыпучих материалов автопоезда грузоподъемностью 7—14 т. Самосвальные автопоезда созданы на базе автомобилей ЗИЛ-ММЗ-555 и МАЗ-503. Производительность автопоездов выше, чем одиночного автомобиля, на 80—90 %. Характерная тенденция в создании самосвальных автопоездов — систематическое повышение их грузоподъемности.