Производительность грузового транспорта и пути ее повышения
Производительность подвижного состава грузового автомобильного транспорта определяется количеством транспортной продукции в тонно-километрах, вырабатываемой единицей подвижного состава в единицу времени, и количеством топи, перевозимых в единицу времени.
С целью сопоставления различных типов подвижного состава устанавливают производительность в тонно-километрах и тоннах на одну тонну грузоподъемности (автомобиле-тонну).
Производительность автопоезда, автомобиля в тоннах определяется умножением числа ездок с грузом на грузоподъемность автомобиля и коэффициент статического использования грузоподъемности.
Производительность автомобиля в тонно-километрах определяется умножением общего пробега в километрах на коэффициент использования пробега, на грузоподъемность автомобиля и коэффициент динамического использования грузоподъемности.
Так, по транспортным подразделениям строительных министерств и ведомств в 1982 г. производительность в сравнении с транспортом общего пользования была ниже в 2 раза по тоннам и в 1,6 раза по тонно-километрам. Значительно ниже она также и на транспорте промышленных предприятий.
Более высокий уровень производительности грузового автомобильного транспорта общего пользования по сравнению с транспортом народного хозяйства достигнут за счет улучшения технико-эксплуатационных показателей его работы: коэффициента выпуска автомобилей на линию, средней продолжительности их работы, коэффициента использования грузоподъемности, коэффициента использования пробега, среднесуточного пробега и др., широкого использования автопоездов с одним и двумя прицепами, применения автомобилей более, высокой грузоподъемности.
Так, в 1982 г. средняя грузоподъемность сдельного автомобиля составила 6,71 т, что на 40 % выше, чем по транспорту народного хозяйства.
Большое влияние на повышение производительности оказывает концентрация транспортных средств на авто-предприятии.
Следует отметить, что в республике еще велик удельный вес предприятий и организаций, имеющих от 3 до 9 автомобилей,— 26 %; почти четверть парка грузовых автомобилей сосредоточена на предприятиях и в организациях, где имеется от 10 до 24 автомобилей.
Но прежде чем объединять мелкие автохозяйства, необходимо создать производственную базу для их обслуживания и ремонта, что, естественно, обеспечит поддержание автомобилей в работоспособном состоянии.