Организация специализированных отделений и участков
Необходимость постоянного совершенствования организации и технологии технического обслуживания и текущего ремонта обусловлена прежде всего тем, что к автомобильному транспорту в настоящее время предъявляются более повышенные требования — своевременная и без потерь перевозка грузов с минимальными издержками. Внедрение специализированных отделений и участков позволяет в какой-то мере реализовать эту задачу.
За последние годы в автотранспортных предприятиях республики получили развитие такие специализированные отделения и участки, как моторные, электротехнические, аккумуляторные, по уходу за шинами, централизованные посты смазки, по ремонту топливной аппаратуры.
На предприятиях Минавтотранса БССР внедрено около 50 моторных участков и отделений. К примеру, в автокомбинате № 1 г. Могилева за счет фонда развития производства создан моторный участок для замены двигателей автомобилей), который состоит из двух отделений: в одном ведется замена и послеремонтная обкатка двигателей автомобилей МАЗ и КамАЗ, в другом — автомобилей ЗИЛ и ГАЗ.
Пост по замене двигателя состоит из рабочей канавы шириной 200 см с люминесцентным освещением, трубопроводами сжатого воздуха и розетками для подключения электрогайковертов.
Устройство канав такой ширины позволило рационально использовать производственные площади и оборудовать участки для ремонта, комплектации и после-ремонтной приработки двигателей на электротормозном стенде. Пост оснащен пневмогайковертами, передвижным приспособлением для слива отработанных масел, стенным инструментальным шкафом, электромеханическими кран-балками для снятия и установки дизельных и карбюраторных двигателей.
Процессы снятия, перемещения и установки двигателя, отворачивания и затяжки гаек креплений, заправки маслом и водой механизированы.
Послеремонтная приработка двигателя на обкаточно-тормозном стенде ликвидировала такой процесс, как снятие двигателя для устранения обнаруженных после ремонта дефектов. Оснащение участка средствами механизации значительно снизило трудоемкость работ: по замене двигателя ЯМЗ-236 — на 48 %, двигателя ЗИЛ-130 — на 49 %■ Годовой экономический эффект составил 19,9 тыс. руб.
На ремонт таких агрегатов, как передний и задний мост, коробка перемены передач, приходится значительный удельный вес трудовых затрат. В автокомбинате № 2 г. Гродно оборудовано агрегатное отделение (рис. 3) площадью 324 кв. м, где производится разборка, ремонт, сборка и испытание агрегатов автомобилей. Отделение оснащено монтажно-демонтажным инструментом, установками и ваннами для мойки и обезжиривания деталей, контрольно-измерительными приборами, а также верстаками и стендами. Перемещение агрегатов в отделении осуществляется кран-балкой грузоподъемностью 1 тс.
Для создания надлежащих санитарно-гигиенических условий отделение оборудуется принудительной вентиляцией и лестничными воздухоотсосами.