Эффективность использования производственных фондов автомобильного транспорта
Переход автотранспортных предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования способствовал повышению эффективности использования производственных фондов автомобильного транспорта. В целом по транспорту народного хозяйства возросли основные технико-эксплуатационные показатели работы транспортных средств, повысилась выработка на одну машинотонну грузоподъемности, снизились издержки на осуществление грузовых перевозок.
Эти и другие факторы способствовали повышению эффективности основных производственных фондов, особенно транспорта общего пользования республики. Доходы за первые пять лет после реформы возросли в 1,7 раза, прибыль — в 2,2 раза.
Положительные сдвиги произошли и по другим направлениям производственно-хозяйственной деятельности: улучшились основные технико-эксплуатационные показатели работы транспортных средств, повысилась их производительность.
Улучшение использования основных производственных фондов автомобильного транспорта связано с повышением уровня их технической готовности и на этой основе — с увеличением выпуска автомобилей на линию, продолжительности их работы. Автомобильный транспорт отличается малой продолжительностью работы на линии. Значительная часть парка подвижного состава повседневно находится в различных видах ремонта или его ожидании, т. е. в технически неисправном состоянии. По различным организационным причинам неполностью используется и парк технически исправных автомобилей, прицепов и полуприцепов.
Опыт передовых автотранспортных предприятий республики показывает, что удельный вес технически неисправных автомобилей не должен превышать 10—12 %, т. е. коэффициент технической готовности парка может находиться на уровне 88—90 %. Это достигается за счет хорошей организации технического обслуживания и ремонта подвижного состава, внедрения механизации, совершенствования организации и управления технической службой и т. д.
Высокая техническая готовность транспортных средств дает возможность совместно с обслуживаемой клиентурой повысить коэффициент выпуска грузовых автомобилей до 82—85 %.
Повышение коэффициента выпуска автомобилей решает, однако, только часть задачи. Не менее важным является увеличение средней продолжительности работы автомобиля в сутки. В течение долгого периода она находится на уровне 8,9—9,1 часа. Иначе говоря, большинство автотранспортных предприятий практически используют автомобили в одну смену.
По целому ряду автотранспортных предприятий республики коэффициент сменности использования подвижного состава находится на уровне 1,3—1,4. Улучшение организации транспортного процесса позволит увеличить количество автомобилей, работающих в две смены.
Крупным резервом лучшего использования транспортных средств является сокращение простоев под погрузоч-но-разгрузочными операциями. Простои под погрузкой и выгрузкой грузовых автомобилей составляют 16— 17 %, непроизводительные простои — более 18 % Но даже и эти цифры не отражают реального положения дел. Как показывают проверки, проведенные в Минском городском управлении грузового автотранспорта, Могилевском областном управлении, эти простои значительно выше.