Внедрение специализированного подвижного состава
Как отмечалось выше, объем грузооборота автомобильного транспорта страны значительно опережал прирост грузовых автомобилей. В таких условиях отсутствовала возможность выбора автотранспортным предприятием автомобилей, наиболее эффективных для конкретных перевозок. Особенно недоставало специализированного подвижного состава. В связи с этим министерства и ведомства, занимающиеся эксплуатацией автомобильного транспорта, начали конструировать и изготовлять его собственными силами.
Научно-производственное объединение «Автотранстехника» Министерства автомобильного транспорта БССР занимается разработкой и изготовлением специализированного подвижного состава для перевозки различных народнохозяйственных грузов. Только за последние 10 лет на предприятиях министерства изготовлено 10 423 единицы транспортных средств, из которых около 53 % составляют самосвальные и бортовые прицепы, играющие решающую роль в повышении эффектианости транспортных средств на перевозках.
Для самосвальных автопоездов разработаны и применяются:
двухосный самосвальный прицеп модели СПА-4 для перевозки асфальта в сцепе с переоборудованным автомобилем-самосвалом ЗИЛ-ММЗ-555; двухосный самосвальный прицеп модели 2СП-8,5 с разгрузкой на стороны для перевозки сыпучих грузов в сцепе с переоборудованным автомобилем-самосвалом МАЗ-500А (МАЗ-503Б).
В течение последних 12 лет в Министерстве автотранспорта БССР изготовлено 3305 самосвальных и 4154 бортовых прицепов грузоподъемностью 5 и 7,5 т.
Многие бортовые полуприцепы МАЗ-5245 переоборудованы в прицепы путем установки на них подкатной тележки. Это позволило формировать автопоезда, состоящие из тягача МАЗ-504, полуприцепа МАЗ-5245 и прицепа на базе МАЗ-5245. Грузоподъемность такого автопоезда 25 т.
Для транспортировки крупногабаритных, длинномерных и других грузов были созданы и изготовлены специализированные полуприцепы:
прицеп-роспуск модели I-P-5 т для перевозки леса и других длинномерных грузов длиной от 6 до 12 м в сцепе с автомобилем ЗИЛ-130;
низкорамный полуприцеп-таровоз модели ППТ-0407 для перевозки тары (ящиков, бочек) и других легковесных грузов в сцепе с седельным тягачом ГАЗ-52-06 (ГАЗ-51П);
самосвальный полуприцеп-лесовоз модели ППС-070В для перевозки и механизированной разгрузки леса и лесоматериалов в сцепе с дооборудованным седельным тягачом ЗИЛ-130В1;
полуприцеп-металловоз самосвальный модели ППС-0709 для перевозки металла и других длинномерных грузов в сцепе с дооборудованным седельным тягачом ЗЙЛ-130В1 с разгрузкой на стороны;
одноосный низкорамный полуприцеп модели ППН-0908 для перевозки универсальных автомобильных и железнодорожных контейнеров в сцепе с седельными тягачами ЗИЛ-130В1, КАЗ-608;
полуприцеп-площадка модели ПП-8Д для перевозки длинномерных грузов в сцепе с седельными тягачами ЗИЛ-130В1, КАЗ-608;
полуприцеп модели ППм117 для перевозки металлоконструкций, труб большого диаметра, балок, плит, колонн и других железобетонных изделий в сцепе с седельным тягачом МАЗ-503А;
полуприцеп-лесовоз модели ППМ-9 для перевозки леса и лесоматериалов в пакетах или россыпью и других грузов длиной от 2,5 до 9 м в сцепе с седельным тягачом ЗИЛ-130В1;
полуприцеп модели ППБ-0812 для перевозки вентиляционного оборудования (воздуходувов) и других грузов в сцепе с седельным тягачом ЗИЛ-130В1;
полуприцеп бортовой модели ППБ-0910 для перевозки крупногабаритных шин и других грузов в сцепе с седельным тягачом ЗИЛ-1 ЗОВ 1;
полуприцеп модели ППС-0708 (на базе полуприцепа ОдАЗ-885) с задней разгрузкой для перевозки сыпучих и навалочных грузов в сцепе с седельным тягачом КАЗ-608, ЗИЛ-130В1;
автопоезд-кирпичевоз модели АСП-8 для пакетной перевозки силикатного кирпича в составе автомобиля МАЗ-500А и прицепа МАЗ-892В.