Структура основных производственных фондов
Рост экономического потенциала страны обусловливает значительное привлечение в сферу материального производства прошлого труда, заключенного в производственных фондах. Только за 1970—1981 гг. производственные основные фонды страны возросли на 215 %, а на транспорте и в связи — на 216 %.
Оптимальная структура производственных фондов
Как показывают исследования и практика хозяйствования, структура основных фондов более совершенна в Министерстве автомобильного транспорта БССР. Здесь проводится большая работа по наращиванию основных производственных фондов, которые на начало 1983 г. составили около 623 млн. руб., из них стоимость транспортных средств — свыше 396,9 млн. руб. Только в десятой пятилетке на новое строительство и реконструкцию производственно-технической базы было направлено 50,5 млн. руб. капитальных вложений.
Технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава и пути их повышения
Эффективность использования транспортных средств зависит от многих технико-эксплуатационных показателей, основными из которых являются: коэффициент выпуска транспортных средств на линию; среднее время пребывания автомобиля в наряде; продолжительность простоя автомобилей под погрузкой-разгрузкой; среднее расстояние перевозки 1 т груза; средняя техническая и средняя эксплуатационная скорости движения; коэффициент использования грузоподъемности; коэффициент использования пробега; производительность на одну списочную автомобиле-тонну в тоннах и тонно-километрах.
Коэффициенты выпуска автомобилей
Одна из главных причин низкого коэффициента выпуска па линию парка прицепов — их неудовлетворительное техническое состояние и плохая организация работы автомобиля с прицепом. Несмотря на одинаковые дорожные и климатические условия, одни и тот же вид грузов, коэффициент выпуска прицепов на линию различен в разных автотранспортных предприятиях.
Увеличение продолжительности работы автомобилей
Увеличение продолжительности работы автомобилей на линии — одна из важнейших задач автотранспортных предприятий. В этом направлении также имеются большие неиспользованные резервы. В передовых объединениях и автокомбинатах этот показатель составляет 9,6— 10,5 часа. В отдельных случаях продолжительность работы автомобилей находится даже выше этого уровня.
Увеличение расстояния перевозок
Увеличение расстояния перевозок связано с удалением сырьевых ресурсов и неудовлетворительным состоянием разработки песчано-гравийных месторождений, неравномерностью их расположения по областям республики. К примеру, гравий для дорожного строительства в Могилевскую область завозится из других областей на расстояние 200—250 км и более. Такое же положение и по ряду других районов и областей. Перевозка гравия на большие расстояния для строительства дорог, подъездов к животноводческим комплексам колхозов и совхозов оборачивается значительным повышением их сметной стоимости.
Классификация грузов
На величину использования грузоподъемности оказывает влияние род перевозимого груза. Все грузы в зависимости от степени использования грузоподъемности автомобиля делятся на классы. К первому классу относятся грузы, при перевозке которых полностью используется грузоподъемность автомобиля (коэффициент использования по грузоподъемности равен единице), ко второму — грузы, при перевозке которых коэффициент использования грузоподъемности автомобиля равен от 0,99 до 0,71, к третьему — грузы, обеспечивающие коэффициент от 0,7 до 0,51, к четвертому — грузы, обеспечивающие коэффициент от 0,5 до 0,41.
Производительность грузового транспорта и пути ее повышения
Производительность подвижного состава грузового автомобильного транспорта определяется количеством транспортной продукции в тонно-километрах, вырабатываемой единицей подвижного состава в единицу времени, и количеством топи, перевозимых в единицу времени.
Себестоимость грузовых перевозок и пути ее снижения
Издержки транспорта — это затраты на перемещение грузов и пассажиров. Транспортные издержки выступают в двух видах: общественные и издержки транспортных предприятий. Общественные, или народнохозяйственные, издержки транспорта измеряются совокупными затратами живого и овеществленного труда, т. е. стоимостью транспортных услуг, которая отражается в тарифах на транспортные услуги.
Расходы на грузовые перевозки
Расходы на грузовые перевозки автомобильным транспортом народного хозяйства республики составляют значительную сумму. Только в 1982 г. они превысили 1,19 млрд. руб. и возросли по отношению к 1965 г. в 4,3 раза. Поэтому снижение этих расходов приобретает большое значение.
Пути снижения себестоимости перевозок
Важным мероприятием по снижению себестоимости перевозок является повышение коэффициента использования пробега. С помощью экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники осуществляется оптимальное планирование перевозок грузов, что обеспечивает рост коэффициента использования пробега, а это, в свою очередь, оказывает влияние на снижение переменных и части постоянных расходов.
Повышение технического состояния транспортных средств
Повышение технического состояния транспортных средств оказывает существенное влияние на снижение транспортных расходов. Оно во многом зависит от принятой системы технического обслуживания и текущего ремонта. На транспорте общего пользования внедрена прогрессивная и экономически эффективная агрегатно-участковая организация технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава. Она основана на планово-предупредительной системе технического обслуживания и ремонта.
Дорожные условия
Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием и 1981 г. составила в республике 35,3 тыс, км и возросла но сравнению с 1965 г. более чем в 2,2 раза. Несмотря на это, в общей протяженности дорог грунтовые составляют более 24 %. Кроме того, темпы роста грузооборота автомобильного транспорта народного хозяйства были более высокими по сравнению с темпами роста протяженности дорог с твердым покрытием.
Доходы и прибыль в системе оценки эффективности работы транспорта
В настоящее время одним из главных оценочных показателей работы автотранспортных предприятий является общий объем доходов — получение денежных средств по установленным тарифам за транспортные услуги, перевозку и экспедирование грузов, выполнение погрузочно-разгрузочных работ и складских операций.
Фондоотдача, рентабельность и пути ее повышения
Рентабельность является одним из важных показателей экономической эффективности производства. Она характеризует конечный результат хозяйственной деятельности за определенный период и комплексно отражает степень использования материальных, трудовых, денежных ресурсов и эффективность авансируемых средств.
Эффективность использования производственных фондов автомобильного транспорта
Переход автотранспортных предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования способствовал повышению эффективности использования производственных фондов автомобильного транспорта. В целом по транспорту народного хозяйства возросли основные технико-эксплуатационные показатели работы транспортных средств, повысилась выработка на одну машинотонну грузоподъемности, снизились издержки на осуществление грузовых перевозок.
Простой автомобильного транспорта
Сокращение простоев связано с увеличением удельного веса специализированного подвижного состава (самосвалов, саморазгружающихся автомобилей и др.), механизацией погрузочно-разгрузочных работ. Большими резервами располагает автомобильный транспорт для повышения коэффициента использования пробега, т. е. съема транспортной продукции с каждого километра пробега. Внедрение экономико-математических методов при рационализации перевозок позволяет повысить удельный вес рациональных маршрутов, а это оказывает прямое воздействие на рост коэффициента использования пробега.
Внедрение специализированного подвижного состава
Как отмечалось выше, объем грузооборота автомобильного транспорта страны значительно опережал прирост грузовых автомобилей. В таких условиях отсутствовала возможность выбора автотранспортным предприятием автомобилей, наиболее эффективных для конкретных перевозок. Особенно недоставало специализированного подвижного состава. В связи с этим министерства и ведомства, занимающиеся эксплуатацией автомобильного транспорта, начали конструировать и изготовлять его собственными силами.
Освоение прогрессивного оборудования для ремонта транспортных средств
Расходы на текущий ремонт и техническое обслуживание автомобиля значительно превышают его первоначальную стоимость. В структуре затрат на выпуск и эксплуатацию грузовых автомобилей типа ЗИЛ только 2 % приходится на производство, 35 % — на техническое обслуживание, 54 % — на текущий и 9 % — на капитальный ремонт.
Организация специализированных отделений и участков
Необходимость постоянного совершенствования организации и технологии технического обслуживания и текущего ремонта обусловлена прежде всего тем, что к автомобильному транспорту в настоящее время предъявляются более повышенные требования — своевременная и без потерь перевозка грузов с минимальными издержками. Внедрение специализированных отделений и участков позволяет в какой-то мере реализовать эту задачу.